Главная Блог ​Обучение детей английскому и не только - жизненные навыки или функциональная грамотность.

​Обучение детей английскому и не только - жизненные навыки или функциональная грамотность.

Мы уже обращались к теме изучения английского языка в группах, рассматривали плюсы и минусы обучения с репетитором. Кроме того, описали коммуникативный подход в обучении, сторонником которого является наш Центр. Каждый человек вправе делать свой выбор, взвесив все аргументы. Взрослому учащемуся проще определить свои приоритеты и найти свой стиль обучения.


В этой статье хотелось бы порассуждать на предмет обучения детей в группах, которые занимаются по коммуникативному методу. Однако, мы не будем рассказывать о тех или иных способах выучить английский, об этом Вы можете прочитать в других наших статьях.

Здесь же разговор пойдет о сопутствующем обучении – ведь наши дети, изучая английский язык при общении в группе, получают также и жизненные навыки, учатся функционировать в обществе.

С самых первых дней обучения повседневная жизнь ребенка изменяется: он сталкивается с давлением со стороны общественности, у родителей появляются к нему новые требования. Очень важно совместить обучение (в нашем случае английскому языку) с естественной интеграцией в данный процесс жизненных навыков.

Многие зададутся вопросом: о чем именно идет речь? Ведь самостоятельно кушать ложкой, здороваться с соседями и не обижать младших родители сами научат.

Жизненные навыки представляют собой способность к адаптации и практике положительного поведения, что позволяет людям эффективно решать проблемы и преодолевать трудности в повседневной жизни (определение Всемирной организации здравоохранения).

Итак, для успеха в обучении ребенка необходимо развивать его жизненные навыки, что поможет ему не только в его учебе, но и в дальнейшей жизни.

Пэт Хэндрикс из университета Айовы графически представил четыре категории, на которые были разделены важные жизненные навыки.

Четыре категории, выделенные Хэндриксом, условно называют концепцией 4H, так как названия всех четырех категорий начинаются на букву H – Hands (руки), Head (голова), Heart (сердце), Health (здоровье).

Давайте рассмотрим, как изучение английского языка в группе по коммуникативной методике поможет вашему ребенку обрести жизненные навыки в каждой категории.

Head. Во-первых, конечно, ребенок учится учиться – с помощью педагога методом проб и ошибок. Ребенок в группе, ему не хочется быть хуже других, он стремится к совершенствованию, он ставит себе цель и добивается ее. Коммуникативный метод предполагает развитие критического мышления и требует принятия решений. Ситуация на уроках приближается к реальному общению, т.к. дети постоянно общаются друг с другом, обсуждают различные вопросы, высказывают свое мнение, спорят, учатся убеждать.

Heart. Работая в группе, дети начинают взаимодействовать друг с другом, строят отношение друг к другу, разрешают конфликты, понимают цену уважения чужого мнения. Обсуждая прочитанные тексты и различные ситуации, данные учителем, ученики начинают ставить себя на место героев текста или другого человека, а это учит сочувствию. При получении общего задания ребята делятся опытом друг с другом, помогают друг другу. Более того, изучая другой язык, дети изучают другую культуру, учатся уважать чужие ценности, становятся толерантными.

Hands. Также, аспектом группового обучения является ответственность не только за себя, но и за свою команду. Дети учатся отвечать за всех, сотрудничать при работе в парах, эффективно взаимодействовать в команде, приносить пользу своему маленькому обществу.

Health. Конечно, любой процесс обучения должен требовать дисциплины, группы по изучению английского языка не могут быть исключением. Не всегда урок проходит именно так, как хотелось бы ребенку, либо точки зрения участников группы в каком-то вопросе не совпадают. Такие и многие другие ситуации на уроке учат ребенка справляться со своими эмоциями. Как мы уже говорили, при коммуникативном подходе в обучении учащимся часто приходится выступать друг перед другом, высказывать свою точку зрения, убеждать друг друга – в большинстве случаев для ребенка это стресс, но имея перед собой примеры других ребят и учителя, ребенок учится справляться со стрессом. Высокая мотивация, помощь других ребят в группе, доброжелательность преподавателя – все это, несомненно, способствует успеху в изучении языка, ребенок верит в себя и не боится трудностей.

В данной статье мы перечислили далеко не все жизненные навыки, которые дети приобретают в процессе обучения. Учителя делают очень много для своих учеников.

Обучаясь, дети получают не только знания, неотъемлемой частью образования являются жизненные навыки.

Не каждый понимает всю ценность образования, в том числе дополнительного.